Мнение о том, что использование подростками различных устройств с цифровыми экранами (телефонов, компьютеров, телевизоров) негативно влияет на их психологическое благополучие, не только надежно укрепилось в сознании обывателя, но и долгое время доминировало в научной среде, выражаясь в распространенной гипотезе вытеснения (displacement hypothesis), в рамках которой предполагается, что подросток бесполезно проводит за гаджетами то время, которое мог бы тратить на иные развивающие занятия – учебу, тренировки, социализацию и др.

Однако ученые из Оксфордского университета и университета Кардиффа предполагают, что связь между психическим благополучием и использованием цифровых устройств является куда менее однозначной. Сегодня интернет позволяет подростку социализироваться посредством социальных сетей и мессенджеров, а компьютерные игры – тренировать переключение внимания и реакцию, а потому вряд ли можно считать влияние электронных устройств исключительно негативным. В качестве альтернативы гипотезы вытеснения авторами предлагается гипотеза Златовласки (digital Goldilocks hypothesis), согласно которой существует некоторое среднее время перед экраном, которое не оказывает негативного влияния, а, возможно, даже имеет позитивный эффект на подростка.

Взяв из базы данных Министерства образования Великобритании выборку в 120 155 подростков в возрасте 15 лет, исследователи измерили у них психологическое благополучие при помощи методики WEMWBS (Warwick-Edinburgh Mental Well-Being Scale). Шкала представляет собой 14 суждений о состоянии человека (об удовлетворенности жизнью, счастье, психологическом и социальном функционировании) за последние две недели (например, «Я чувствовал себя полезным», «Я успешно справлялся с проблемами»), которые надо оценить по 5-ти балльной шкале (0 – никогда, 5 – всегда). Помимо этого, исследователи спросили у респондентов, сколько времени те проводят перед экранами различных устройств: за просмотром телевизора, игрой в игры, использованием компьютера в неигровых целях и использованием смартфона.
Запрещать ли новые цифровые устройства
Проанализировав полученные данные, исследователи убедились в том, что связь между временем, проведенным перед экраном, и благополучием является нелинейной.

Возникает закономерный практический вопрос: где находится предел, после которого использование цифровых устройств перестает оказывать положительный эффект и становится губительным для благополучия? Сколько можно позволить подростку сидеть за компьютером?

Рассматривая полученные результаты, авторы заметили, что предел сильно зависит от дня недели: в среднем в выходные дни подросток может позволить себе провести больше времени перед экраном без негативных последствий. Особенно заметно это для компьютерных игр  и смартфонов, у которых негативные последствия в будние дни наступают значительно раньше, чем в выходные. В то время как в субботу и воскресенье подросток может провести со смартфоном вплоть до 4 часов без негативного эффекта на благополучие; в будний день негативные последствия начинаются уже после 2 часов взаимодействия с устройством. Для использования компьютера в не-игровых целях, впрочем, разница не столь значительна – в выходные ребенок может посвятить интернет-активностям до 4 часов 39 минут, а в будние – до 4 часов 17 минут. Исследователи предполагают, что это связано с тем, что такие занятия как компьютерные игры и взаимодействие со смартфонами отнимают у подростков больше времени и ресурсов и потому в действительности начинают сильно мешать их занятиям и полезным социальным взаимодействиям в учебные дни.

Подобный новый взгляд на проблему влияния электронных устройств на благополучие подростков является весьма многообещающим. Новые технологии дают возможность совершенно иному способу социализации и развития способностей человека: компьютерные игры могут развивать креативность и мышление, приложения для смартфонов с геолокацией – мотивируют к прогулкам и исследованию города, а интернет позволяет общаться с собеседником в любой точке мира.

Помимо исследовательской ценности подобных результатов из данной статьи можно сделать приятный жизненный вывод: не стоит бояться позволить себе или своему ребенку провести немного (в зависимости от дня недели, как мы узнали ранее) времени за игрой или телевизором.

Источник: Дайджест психологических исследований


Психология здоровья ранее публиковала новости по данной теме:

Стереотипы разрушены: видеоигры могут улучшить успеваемость в школе