В современной западной культуре политизация и коммерциализация вопросов здоровья привели к экспансии хелсизма – категоричного дискурса о самосохранительном поведении. При таком подходе критике подвергается все, что не укладывается в гламурную норму красивого, молодого и худого тела. В крайних проявлениях хелсизм «рифмуется» с евгеникой, отбирающей «правильную» наследственность. Впрочем, и банальная озабоченность «нормами» физического самочувствия может провоцировать гиперкоррекцию – хирургические вмешательства в здоровое тело, отмечает преподаватель кафедры общей социологии факультета социальных наук ВШЭ Евгения Гольман в статье «Журнала исследований социальной политики».
В последнее время в масс-медиа все чаще фигурирует термин «синдром Анджелины Джоли», который подразумевает повышенное внимание людей к вероятности возникновения опасных заболеваний. Следствие этого – не только неусыпное отслеживание состояния собственного здоровья, но и возможные попытки предотвратить даже гипотетические болезни, в том числе путем хирургических вмешательств в здоровое тело. Резонансный случай актрисы, превентивно удалившей молочные железы, вполне симптоматичен и вписывается в хелсизм – западный культ божества по имени «здоровье» (health).
Впрочем, сюжет, связанный с Анджелиной Джоли, – все же крайнее проявление «нового понимания здоровья». Куда более распространенные свидетельства хелсизма – это бум диет, фитнеса, пластических операций и «органической» пищи, популярность мобильных приложений, отслеживающих физиологию. Такое «поклонение телу» получает безусловную поддержку со стороны салонов красоты, производителей биоактивных добавок и «суперздоровой» пищи, центров фитнеса и йоги и, наконец, даже официального здравоохранения многих стран.
Ходовая политика в области медицины теперь нередко перекладывает ответственность за здоровье с институтов здравоохранения на самих индивидов, переносит акценты с лечения на профилактику, в том числе предупреждение даже чисто гипотетических патологий, поясняет Евгения Гольман в статье «Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации», опубликованной в издании НИУ ВШЭ «Журнал исследований социальной политики».
Превентивная медицина, несомненно, помогает предотвратить многие болезни и экономит немало средств семей и государства. Но при ложном, чисто коммерческом толковании «вычисление» болезней и абсолютизация «стандартов» красоты и здоровья тела приводят к массовому неврозу, зацикленности общества на соответствии хелсистской моде. Опаснее всего то, что при подобном подходе стигматизации подвергается все, что не отвечает шаблонам хелсизма относительно «здорового образа жизни».
Мания здоровья приводит к неврозу и дискриминации
«Здоровье» превращается в социальный и моральный императив, а «нездоровье» может стать источником стигматизации, такова одна из коллизий современного общества, считает Евгения Гольман. Иными словами, разумная установка на здоровье нередко сводится к абсурду в общественном дискурсе, и прежде всего в массмедиа. Молодое, красивое и подтянутое тело становится не просто «глянцевым» культом, но и мерилом социально-экономического положения человека и даже его «ценности» для общества. Все, что не укладывается в хелсистские стандарты (начиная с избыточного веса и заканчивая особенностями черт лица), может становиться объектом дискриминации.
Между тем, хелсизм в мире набирает силу. У такой неоднозначной политики слишком много стимулов: начиная с культуры общества потребления, конкуренции на «брачном рынке» и гендерной роли женщин (забота о своей привлекательности и о здоровье близких) и заканчивая политикой в области здравоохранения многих стран. Среди истоков возникновения хелсизма Гольман акцентирует «политизацию здоровья и экономическую целесообразность снижения расходов на здравоохранение», социальные трансформации, например, культ индивидуализма, а также «медикализацию повседневной жизни». Все эти факторы содействуют тому, что здоровье становится «достигаемым статусом», престижным и безальтернативным образом жизни.
Само по себе это могло бы быть понятно. Но в крайних проявлениях хелсизма создается ситуация «регулярного надзора индивида за собственным организмом». Человек не просто лихорадочно наблюдает за своими телесными проявлениями, но и начинает распознавать у себя признаки несуществующих заболеваний. Такая установка может выражаться позитивно – в занятиях фитнесом и взыскательном отношении к питанию, но при ее абсолютизации может стимулировать всплеск «моральных паник и чувства соматической уязвимости». «Нездоровый вид» может привести к социальной исключенности
Если хелсистское понимание здоровья распространяется на уровне общества, это может вести к «моральной оценке индивида в зависимости от его вовлеченности в соответствующие практики [здорового образа жизни]».
Причем такая оценка может исходить как от здравоохранительных структур и социальной рекламы, так и от окружения человека, утверждает автор статьи. «Чем меньше индивид соответствует современным нормам здорового образа жизни (здоровое питание, физические нагрузки и пр.) и внешнего вида (подтянутое и привлекательное тело), тем в большей степени он рискует получить негативную оценку своих личностных и профессиональных качеств», – пишет Евгения Гольман.
Особое давление хелсизма испытывают на себе женщины
В традиционной модели семьи за женщинами закреплено обеспечение благополучия и здоровья близких. На это накладываются императивы хелсизма, который особенно пристрастен к «слабому полу» и жестко диктует свои нормы красоты и здоровья. «Двойная нагрузка со стороны гендерных стереотипов и хелсистских предписаний способствует распространению чувства вины, накоплению стресса у женщин», – указывает эксперт.
А так как все это происходит на фоне привычки современной культуры связывать здоровье с привлекательностью, то категории «внутреннего тела» (функционирования органов и систем) и «внешнего тела» сливаются. В итоге целью заботы о здоровье становится даже не столько хорошее самочувствие как таковое, сколько улучшение внешности.
В хелсизме нет человека, а есть пациент
Новые медицинские технологии отчасти стали самоцелью. Их проникновение в различные сферы жизни привело к большей медикализации повседневности. Так, в течение 20-го века шло становление «медицины надзора». Такая модель медицины стремится к исчезновению «четких клинических категорий здоровья и болезни, по мере того как пытается включить каждого в свою сеть видимости», цитирует Евгения Гольман суждение британского социолога Дэвида Армстронга. При этом «надзор» увеличивает количество ежедневно применяемых технологий и лекарственных средств. Тем самым человек априори считается «пациентом».
Высокотехнологичная медицина нередко говорит на языке вероятностей, пытаясь заранее вычислить возможные угрозы. Это способствует появлению «пациентов без симптомов» (термин британского социолога Эндрю Уэбстера). Тем не менее режим мониторинга его здоровья приобретает пожизненный характер.
При этом «здоровый образ жизни» успешно коммерциализируется. Так, в моде сегодня фитнес-браслеты, постоянно отслеживающие уровень физической активности и качество сна. Примерно тем же занимаются и специализированные приложения для мобильных устройств.
Как бы то ни было, следствием такого культа здоровья становится то, что «из ряда сознательных граждан» исключаются люди с избыточным весом, уязвимые слои населения, которым недоступны фитнес и здоровое питание, а также инвалиды. В этом смысле, подчеркивает исследователь, хелсизм оказывается близок к евгенике, приравнивающей здоровье к «патриотизму и добропорядочности, что обосновывает сегрегацию, эйджизм и даже расизм».
Хелсизм может породниться с евгеникой
Сходство «нового понимания здоровья» с евгеникой наиболее ярко проявляет себя в этических проблемах «новой генетики», в особенности в связи с тестированием эмбрионов, полагает Гольман. Абсолютизация диагностики генетических нарушений у эмбрионов так или иначе увеличивает вероятность аборта. Речь идет о том, что медицина может опасно переориентироваться с «терапевтической роли к проекту устранения того, что она не может вылечить», приводит исследователь мнение французского социолога и антрополога Давида Ле Бретона.
Развитие «новой генетики» также открывает и перспективу «генной инженерии в связи с распознаванием «плохих генов», ответственных за то или иное заболевание, и обещает их исключение из ДНК в будущем», добавляет Евгения Гольман.
Необходима социальная экспертиза хелсистских дискурсов о здоровье, заключает исследователь. Нужно изучить неоднозначный потенциал подобных установок. Велики риски того, что навязчивая и бестактная пропаганда «здорового образа жизни» негативно отразится на социально уязвимых слоях населения, дискриминируя их.
Источник: Экспертный сайт Высшей школы экономики
В последнее время в масс-медиа все чаще фигурирует термин «синдром Анджелины Джоли», который подразумевает повышенное внимание людей к вероятности возникновения опасных заболеваний. Следствие этого – не только неусыпное отслеживание состояния собственного здоровья, но и возможные попытки предотвратить даже гипотетические болезни, в том числе путем хирургических вмешательств в здоровое тело. Резонансный случай актрисы, превентивно удалившей молочные железы, вполне симптоматичен и вписывается в хелсизм – западный культ божества по имени «здоровье» (health).
Впрочем, сюжет, связанный с Анджелиной Джоли, – все же крайнее проявление «нового понимания здоровья». Куда более распространенные свидетельства хелсизма – это бум диет, фитнеса, пластических операций и «органической» пищи, популярность мобильных приложений, отслеживающих физиологию. Такое «поклонение телу» получает безусловную поддержку со стороны салонов красоты, производителей биоактивных добавок и «суперздоровой» пищи, центров фитнеса и йоги и, наконец, даже официального здравоохранения многих стран.
Ходовая политика в области медицины теперь нередко перекладывает ответственность за здоровье с институтов здравоохранения на самих индивидов, переносит акценты с лечения на профилактику, в том числе предупреждение даже чисто гипотетических патологий, поясняет Евгения Гольман в статье «Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации», опубликованной в издании НИУ ВШЭ «Журнал исследований социальной политики».
Превентивная медицина, несомненно, помогает предотвратить многие болезни и экономит немало средств семей и государства. Но при ложном, чисто коммерческом толковании «вычисление» болезней и абсолютизация «стандартов» красоты и здоровья тела приводят к массовому неврозу, зацикленности общества на соответствии хелсистской моде. Опаснее всего то, что при подобном подходе стигматизации подвергается все, что не отвечает шаблонам хелсизма относительно «здорового образа жизни».
Мания здоровья приводит к неврозу и дискриминации
«Здоровье» превращается в социальный и моральный императив, а «нездоровье» может стать источником стигматизации, такова одна из коллизий современного общества, считает Евгения Гольман. Иными словами, разумная установка на здоровье нередко сводится к абсурду в общественном дискурсе, и прежде всего в массмедиа. Молодое, красивое и подтянутое тело становится не просто «глянцевым» культом, но и мерилом социально-экономического положения человека и даже его «ценности» для общества. Все, что не укладывается в хелсистские стандарты (начиная с избыточного веса и заканчивая особенностями черт лица), может становиться объектом дискриминации.
Между тем, хелсизм в мире набирает силу. У такой неоднозначной политики слишком много стимулов: начиная с культуры общества потребления, конкуренции на «брачном рынке» и гендерной роли женщин (забота о своей привлекательности и о здоровье близких) и заканчивая политикой в области здравоохранения многих стран. Среди истоков возникновения хелсизма Гольман акцентирует «политизацию здоровья и экономическую целесообразность снижения расходов на здравоохранение», социальные трансформации, например, культ индивидуализма, а также «медикализацию повседневной жизни». Все эти факторы содействуют тому, что здоровье становится «достигаемым статусом», престижным и безальтернативным образом жизни.
Само по себе это могло бы быть понятно. Но в крайних проявлениях хелсизма создается ситуация «регулярного надзора индивида за собственным организмом». Человек не просто лихорадочно наблюдает за своими телесными проявлениями, но и начинает распознавать у себя признаки несуществующих заболеваний. Такая установка может выражаться позитивно – в занятиях фитнесом и взыскательном отношении к питанию, но при ее абсолютизации может стимулировать всплеск «моральных паник и чувства соматической уязвимости». «Нездоровый вид» может привести к социальной исключенности
Если хелсистское понимание здоровья распространяется на уровне общества, это может вести к «моральной оценке индивида в зависимости от его вовлеченности в соответствующие практики [здорового образа жизни]».
Причем такая оценка может исходить как от здравоохранительных структур и социальной рекламы, так и от окружения человека, утверждает автор статьи. «Чем меньше индивид соответствует современным нормам здорового образа жизни (здоровое питание, физические нагрузки и пр.) и внешнего вида (подтянутое и привлекательное тело), тем в большей степени он рискует получить негативную оценку своих личностных и профессиональных качеств», – пишет Евгения Гольман.
Особое давление хелсизма испытывают на себе женщины
В традиционной модели семьи за женщинами закреплено обеспечение благополучия и здоровья близких. На это накладываются императивы хелсизма, который особенно пристрастен к «слабому полу» и жестко диктует свои нормы красоты и здоровья. «Двойная нагрузка со стороны гендерных стереотипов и хелсистских предписаний способствует распространению чувства вины, накоплению стресса у женщин», – указывает эксперт.
А так как все это происходит на фоне привычки современной культуры связывать здоровье с привлекательностью, то категории «внутреннего тела» (функционирования органов и систем) и «внешнего тела» сливаются. В итоге целью заботы о здоровье становится даже не столько хорошее самочувствие как таковое, сколько улучшение внешности.
В хелсизме нет человека, а есть пациент
Новые медицинские технологии отчасти стали самоцелью. Их проникновение в различные сферы жизни привело к большей медикализации повседневности. Так, в течение 20-го века шло становление «медицины надзора». Такая модель медицины стремится к исчезновению «четких клинических категорий здоровья и болезни, по мере того как пытается включить каждого в свою сеть видимости», цитирует Евгения Гольман суждение британского социолога Дэвида Армстронга. При этом «надзор» увеличивает количество ежедневно применяемых технологий и лекарственных средств. Тем самым человек априори считается «пациентом».
Высокотехнологичная медицина нередко говорит на языке вероятностей, пытаясь заранее вычислить возможные угрозы. Это способствует появлению «пациентов без симптомов» (термин британского социолога Эндрю Уэбстера). Тем не менее режим мониторинга его здоровья приобретает пожизненный характер.
При этом «здоровый образ жизни» успешно коммерциализируется. Так, в моде сегодня фитнес-браслеты, постоянно отслеживающие уровень физической активности и качество сна. Примерно тем же занимаются и специализированные приложения для мобильных устройств.
Как бы то ни было, следствием такого культа здоровья становится то, что «из ряда сознательных граждан» исключаются люди с избыточным весом, уязвимые слои населения, которым недоступны фитнес и здоровое питание, а также инвалиды. В этом смысле, подчеркивает исследователь, хелсизм оказывается близок к евгенике, приравнивающей здоровье к «патриотизму и добропорядочности, что обосновывает сегрегацию, эйджизм и даже расизм».
Хелсизм может породниться с евгеникой
Сходство «нового понимания здоровья» с евгеникой наиболее ярко проявляет себя в этических проблемах «новой генетики», в особенности в связи с тестированием эмбрионов, полагает Гольман. Абсолютизация диагностики генетических нарушений у эмбрионов так или иначе увеличивает вероятность аборта. Речь идет о том, что медицина может опасно переориентироваться с «терапевтической роли к проекту устранения того, что она не может вылечить», приводит исследователь мнение французского социолога и антрополога Давида Ле Бретона.
Развитие «новой генетики» также открывает и перспективу «генной инженерии в связи с распознаванием «плохих генов», ответственных за то или иное заболевание, и обещает их исключение из ДНК в будущем», добавляет Евгения Гольман.
Необходима социальная экспертиза хелсистских дискурсов о здоровье, заключает исследователь. Нужно изучить неоднозначный потенциал подобных установок. Велики риски того, что навязчивая и бестактная пропаганда «здорового образа жизни» негативно отразится на социально уязвимых слоях населения, дискриминируя их.
Источник: Экспертный сайт Высшей школы экономики