Говорить о стыде не принято. «Стыд» понимается как болезненное переживание, связанное со страхом быть отвергнутым. Это чувство противоположно чувству контроля над своей жизнью и чувству безопасности, когда мы начинаем верить, что несовершенны и поэтому не заслуживаем любви и общества достойных людей. Часто это понятие связанно с пониженной самооценкой и утратой чувства собственного достоинства.
В первую очередь, стыд сильно влияет на поведение людей, заставляя их совершать поступки, позволяющие добиться признания и убрать психологический дискомфорт. Но, как утверждают психологи, признание собственного несовершенства и уязвимости делает нас сильнее.
Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре опубликовали аналитическое эссе, в котором утверждается, что тема стыда скрывается. В этом документе почетный профессор социологии Томас Шефф исследует новый феномен, который он назвал "литературное сокрытие стыда".
«Слово на букву «С» табуировано: Стыд невидим в современных обществах», - Шефф подробно рассматривает шесть исследований, которые по сути своей о стыде, но только одно из них называет вещи своими именами. Данный анализ опубликован в журнале «Общая практика».
«С моим учеником и соавтором Стивом Маттео мы рассмотрели исследования, которые, как нам представлялось, были о стыде, но только в одном из них на самом деле упоминается термин “стыд”», - сказал Шефф. «Для обозначения стыда они использовали такие термины как остракизм, изгнание из группы, социальная боль, социальные страдания – и это все про стыд».
«Хотя существует фактическая литература о стыде, но она настолько мала, что теряется на фоне многих исследований, которые используют другие термины», - добавил Шефф. Ученный известен в научной среде многочисленными публикациями по теме эмоций на протяжении более 40 лет. «Слово на букву С, как и другие слова, табуируются и исключаются из употребления в общественных местах или в публикациях. Сокрытие значения стыда в большинстве исследований является еще одним свидетельством того, насколько глубоко стыд табуирован в современном обществе».
Эссе утверждает, что люди, существующие вокруг данного термина, обычно видят стыд как эмоции, вызванные культурными или личностным стимулами, например, наготой. Мысли о том, что мы можем быть отвергнуты, как утверждает Шефф, создает благоприятную почву для увековечивания табу на стыда, как и наше постоянное стремление быть принятыми в обществе.
Исследования, которые проанализировал Шефф, касались многих предметных областей: неолиберализм и классовое неравенство; протоколы по уходу за женщинами во время беременности и родов в Африке; практика обезличивания в научных исследованиях; препятствия в лечении ВИЧ-инфекции секс-работников; депрессивные симптомы и стигма в процессе поиска служб психического здоровья; агрессия в разных культурах. Надо отметить, что психология здоровья, в дискурсе современных исследований, касается многих из этих тем.
В основе всех этих документов, по словам Шефф, лежат исследования стыда под разными углами - хотя только одно из них использует этот термин. Но, не называя стыд стыдом, исследователи оказывают плохую услугу науке и обществу, утверждает он, еще больше демонстрируя, как стыдно говорить о стыде.
«Термин «пристыдить» - универсальный компонент, питающий наши страхи и создающий угрозу социальным связям»,- заявил Шефф. «Если это так, нам необходимо вернуть его на свет, в предметные области, которые до сих пор используют альтернативные термины, такие как честь, стигма, страх быть отвергнутым, неуважение, социальные боли и многое другое. Табу на стыд имеет множество эффектов - оно снижает эффективность знаний, потому что блокирует и разделяет изучаемые группы людей, которые должны изучаться в одном научном поле и цементирует существующее табу».
«Идея, что стыд является табу, в современном обществе указывает на необходимость обсуждения его в открытую», заключил Шефф. «Это может быть сделано, в первую очередь, в науке, а затем с общественностью. Представляется, что многие из худших черт современных обществ, таких как уменьшение негативных последствий от насилия или ненужных конфликтов, может быть вызвано, в частности, путем сокрытия стыда. Возможно, такой подход позволит, в конце концов, вынести стыд из потаенного шкафа».
В первую очередь, стыд сильно влияет на поведение людей, заставляя их совершать поступки, позволяющие добиться признания и убрать психологический дискомфорт. Но, как утверждают психологи, признание собственного несовершенства и уязвимости делает нас сильнее.
Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре опубликовали аналитическое эссе, в котором утверждается, что тема стыда скрывается. В этом документе почетный профессор социологии Томас Шефф исследует новый феномен, который он назвал "литературное сокрытие стыда".
«Слово на букву «С» табуировано: Стыд невидим в современных обществах», - Шефф подробно рассматривает шесть исследований, которые по сути своей о стыде, но только одно из них называет вещи своими именами. Данный анализ опубликован в журнале «Общая практика».
«С моим учеником и соавтором Стивом Маттео мы рассмотрели исследования, которые, как нам представлялось, были о стыде, но только в одном из них на самом деле упоминается термин “стыд”», - сказал Шефф. «Для обозначения стыда они использовали такие термины как остракизм, изгнание из группы, социальная боль, социальные страдания – и это все про стыд».
«Хотя существует фактическая литература о стыде, но она настолько мала, что теряется на фоне многих исследований, которые используют другие термины», - добавил Шефф. Ученный известен в научной среде многочисленными публикациями по теме эмоций на протяжении более 40 лет. «Слово на букву С, как и другие слова, табуируются и исключаются из употребления в общественных местах или в публикациях. Сокрытие значения стыда в большинстве исследований является еще одним свидетельством того, насколько глубоко стыд табуирован в современном обществе».
Эссе утверждает, что люди, существующие вокруг данного термина, обычно видят стыд как эмоции, вызванные культурными или личностным стимулами, например, наготой. Мысли о том, что мы можем быть отвергнуты, как утверждает Шефф, создает благоприятную почву для увековечивания табу на стыда, как и наше постоянное стремление быть принятыми в обществе.
Исследования, которые проанализировал Шефф, касались многих предметных областей: неолиберализм и классовое неравенство; протоколы по уходу за женщинами во время беременности и родов в Африке; практика обезличивания в научных исследованиях; препятствия в лечении ВИЧ-инфекции секс-работников; депрессивные симптомы и стигма в процессе поиска служб психического здоровья; агрессия в разных культурах. Надо отметить, что психология здоровья, в дискурсе современных исследований, касается многих из этих тем.
В основе всех этих документов, по словам Шефф, лежат исследования стыда под разными углами - хотя только одно из них использует этот термин. Но, не называя стыд стыдом, исследователи оказывают плохую услугу науке и обществу, утверждает он, еще больше демонстрируя, как стыдно говорить о стыде.
«Термин «пристыдить» - универсальный компонент, питающий наши страхи и создающий угрозу социальным связям»,- заявил Шефф. «Если это так, нам необходимо вернуть его на свет, в предметные области, которые до сих пор используют альтернативные термины, такие как честь, стигма, страх быть отвергнутым, неуважение, социальные боли и многое другое. Табу на стыд имеет множество эффектов - оно снижает эффективность знаний, потому что блокирует и разделяет изучаемые группы людей, которые должны изучаться в одном научном поле и цементирует существующее табу».
«Идея, что стыд является табу, в современном обществе указывает на необходимость обсуждения его в открытую», заключил Шефф. «Это может быть сделано, в первую очередь, в науке, а затем с общественностью. Представляется, что многие из худших черт современных обществ, таких как уменьшение негативных последствий от насилия или ненужных конфликтов, может быть вызвано, в частности, путем сокрытия стыда. Возможно, такой подход позволит, в конце концов, вынести стыд из потаенного шкафа».