Причиной неэффективного обучения и упущенных возможностей среди детей с СДВГ является стремление избегать ошибок и наказания.
Взросление является сложной задачей, полной великих достижений и неудач. Иногда совсем не ясно, какой образ действий предпочесть, чтобы способствовать развитию ребенка. С такими сложностями сталкиваются родители и учителя , старясь помочь, давая нам обратную связь о нашем поведении. Как правило, мы повторяем действия, которые получают награду, и стараемся не участвовать в тех делах, которые подвергаются порицанию. Тем не менее, для многих все еще трудно сделать правильный выбор.
Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) потенциально более подвержены упрекам в плохом поведении, чем дети без особенностей развития. Их трудности с фокусированием внимания, повышенные уровни активности и импульсивные действия часто приводят к неприятным ситуациям со своими родителями, учителями и друзьями. Поэтому важно выяснить, как наказание влияет на поведение детей с СДВГ. Насколько чувствительны они к наказанию и насколько эффективно его применять по отношению к ним?
Команда исследователей из Японии и Новой Зеландии изучила поведение детей с СДВГ и типично развивающихся детей, наблюдая за ними за компьютерной игрой , где их действия приводили к получению награды и наказанию. Результаты данного исследования опубликованы в журнале «Детская психология и психиатрия».
«Когда мы начали это исследование, у нас было не очень много данных по этому вопросу, - сказал профессор Гейл Трипп, один из авторов исследования и директор отдела нейробиологического развития человека университета науки и технологий в Окинаве (OIST). - Мы должны быть очень осторожны в использовании наказания, особенно при работе с детьми. Некоторые из наших первых попыток изучения СДВГ и наказания были безуспешными, потому что дети просто отказались от задачи, когда они теряли игровые очки или не получили достаточное количество наград».
На этот раз исследователи смогли разработать компьютерную игру, в которую был включен элемент наказания. Дети с СДВГ и типично развивающиеся дети выбирали одну из двух похожих представленных игр. Обе игры были выведены на экран компьютера и выглядели одинаково: клетки, в которых при нажатии на кнопку на экране появлялись смешные персонажи и грустные лица. Четыре в ряд составленные веселые персонажи означали «победу», а четыре грустных лица - «проигрыш». Любая другая комбинация была нейтральным результатом. Дети могли переключаться между играми так часто, как им нравится.
В общей сложности, в исследовании приняли участие 210 детей, из которых 145 с диагнозом СДВГ. Все дети жили в Японии или Новой Зеландии и их первым языком является английский. «Шанс выиграть награды был равен в обоих играх, но одна из игр была разработана так, чтобы иметь в четыре раза выше вероятность проигрыша: играя в эту игру, ребенок будет «наказан» чаще, чем в другой, - объяснил Трипп. В обеих играх, когда ребенок выигрывал, компьютер давал ему 10 очков и играл простую анимацию. Когда ребенок проигрывал, компьютер забрал 5 очков и проигрывал смеющийся звук. Все дети начинали играть с положительным балансом в 20 очков, и игра продолжалась до тех пор, пока они не достигали 400 очков или проходили 300 испытаний. Каждый ребенок получил приз по окончании игры. Награды были организованы для того, чтобы препятствовать детям играть исключительно только в одну игру или постоянно переключаться. Сессия обычно длилась полчаса. Причиной такой продолжительной игры послужила необходимость наблюдения за устойчивым поведением в течение всего времени.
«То, что мы на самом деле увидели, что типично развивающиеся дети и дети с СДВГ отдали предпочтение - то, что мы называем« предвзятость »- менее «карающей» игре, - прокомментировал Трипп. - Обе группы играли все чаще в менее «карающую» игру, но с течением времени, дети с СДВГ посчитали потерю очков и сопровождающий это смех большим наказанием, чем типично развивающиеся дети».
В течение первых 100 попыток не было никакой разницы между этими двумя группами детей. Но позже предпочтение менее карающей альтернативе существенно возросла у детей с СДВГ, в то время как выборы типично развивающихся детей были стабильными в течение всего срока выполнения этой задачи. К 200-й попытке дети с СДВГ с меньшей вероятностью выбирали более «карающую» игру. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети с СДВГ чаще избегают наказания в течение долгого времени, чем обычно развивающиеся дети. Последние меньше отвлекались на наказания и все свое внимание сосредотачивали на победе.
Это открытие имеет существенное значение. «Если ребенок с СДВГ не хочет выполнять задачу или отказывается и сдается, это может быть важным сигналом для родителей или учителей, чтобы проверить, насколько задача имеет надлежащий баланс вознаграждения и наказания, - уточнил Трипп. - Мы не говорим, что задача строится на наказании, или о том, что усилия, необходимые для выполнения задачи, рассматриваются ребенком как наказание. Чем больше усилий требует задача, тем больше позитивных стимулов нужно ребенку, чтобы удерживать внимание, простые, но частые награды, такие как улыбки или слова ободрения могут помочь детям с СДВГ, чтобы продолжить выполнять задание». То же самое можно сказать и о типично развивающихся детях, но это особенно важно для детей с СДВГ, поскольку они оказались более чувствительными к многократному опыту наказания или неудачи и более склонны в таких ситуациях упустить возможности для достижения успеха.
Психология ранее публиковала материалы по данной теме:
Взросление является сложной задачей, полной великих достижений и неудач. Иногда совсем не ясно, какой образ действий предпочесть, чтобы способствовать развитию ребенка. С такими сложностями сталкиваются родители и учителя , старясь помочь, давая нам обратную связь о нашем поведении. Как правило, мы повторяем действия, которые получают награду, и стараемся не участвовать в тех делах, которые подвергаются порицанию. Тем не менее, для многих все еще трудно сделать правильный выбор.
Дети с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) потенциально более подвержены упрекам в плохом поведении, чем дети без особенностей развития. Их трудности с фокусированием внимания, повышенные уровни активности и импульсивные действия часто приводят к неприятным ситуациям со своими родителями, учителями и друзьями. Поэтому важно выяснить, как наказание влияет на поведение детей с СДВГ. Насколько чувствительны они к наказанию и насколько эффективно его применять по отношению к ним?
Команда исследователей из Японии и Новой Зеландии изучила поведение детей с СДВГ и типично развивающихся детей, наблюдая за ними за компьютерной игрой , где их действия приводили к получению награды и наказанию. Результаты данного исследования опубликованы в журнале «Детская психология и психиатрия».
«Когда мы начали это исследование, у нас было не очень много данных по этому вопросу, - сказал профессор Гейл Трипп, один из авторов исследования и директор отдела нейробиологического развития человека университета науки и технологий в Окинаве (OIST). - Мы должны быть очень осторожны в использовании наказания, особенно при работе с детьми. Некоторые из наших первых попыток изучения СДВГ и наказания были безуспешными, потому что дети просто отказались от задачи, когда они теряли игровые очки или не получили достаточное количество наград».
На этот раз исследователи смогли разработать компьютерную игру, в которую был включен элемент наказания. Дети с СДВГ и типично развивающиеся дети выбирали одну из двух похожих представленных игр. Обе игры были выведены на экран компьютера и выглядели одинаково: клетки, в которых при нажатии на кнопку на экране появлялись смешные персонажи и грустные лица. Четыре в ряд составленные веселые персонажи означали «победу», а четыре грустных лица - «проигрыш». Любая другая комбинация была нейтральным результатом. Дети могли переключаться между играми так часто, как им нравится.
В общей сложности, в исследовании приняли участие 210 детей, из которых 145 с диагнозом СДВГ. Все дети жили в Японии или Новой Зеландии и их первым языком является английский. «Шанс выиграть награды был равен в обоих играх, но одна из игр была разработана так, чтобы иметь в четыре раза выше вероятность проигрыша: играя в эту игру, ребенок будет «наказан» чаще, чем в другой, - объяснил Трипп. В обеих играх, когда ребенок выигрывал, компьютер давал ему 10 очков и играл простую анимацию. Когда ребенок проигрывал, компьютер забрал 5 очков и проигрывал смеющийся звук. Все дети начинали играть с положительным балансом в 20 очков, и игра продолжалась до тех пор, пока они не достигали 400 очков или проходили 300 испытаний. Каждый ребенок получил приз по окончании игры. Награды были организованы для того, чтобы препятствовать детям играть исключительно только в одну игру или постоянно переключаться. Сессия обычно длилась полчаса. Причиной такой продолжительной игры послужила необходимость наблюдения за устойчивым поведением в течение всего времени.
«То, что мы на самом деле увидели, что типично развивающиеся дети и дети с СДВГ отдали предпочтение - то, что мы называем« предвзятость »- менее «карающей» игре, - прокомментировал Трипп. - Обе группы играли все чаще в менее «карающую» игру, но с течением времени, дети с СДВГ посчитали потерю очков и сопровождающий это смех большим наказанием, чем типично развивающиеся дети».
В течение первых 100 попыток не было никакой разницы между этими двумя группами детей. Но позже предпочтение менее карающей альтернативе существенно возросла у детей с СДВГ, в то время как выборы типично развивающихся детей были стабильными в течение всего срока выполнения этой задачи. К 200-й попытке дети с СДВГ с меньшей вероятностью выбирали более «карающую» игру. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети с СДВГ чаще избегают наказания в течение долгого времени, чем обычно развивающиеся дети. Последние меньше отвлекались на наказания и все свое внимание сосредотачивали на победе.
Это открытие имеет существенное значение. «Если ребенок с СДВГ не хочет выполнять задачу или отказывается и сдается, это может быть важным сигналом для родителей или учителей, чтобы проверить, насколько задача имеет надлежащий баланс вознаграждения и наказания, - уточнил Трипп. - Мы не говорим, что задача строится на наказании, или о том, что усилия, необходимые для выполнения задачи, рассматриваются ребенком как наказание. Чем больше усилий требует задача, тем больше позитивных стимулов нужно ребенку, чтобы удерживать внимание, простые, но частые награды, такие как улыбки или слова ободрения могут помочь детям с СДВГ, чтобы продолжить выполнять задание». То же самое можно сказать и о типично развивающихся детях, но это особенно важно для детей с СДВГ, поскольку они оказались более чувствительными к многократному опыту наказания или неудачи и более склонны в таких ситуациях упустить возможности для достижения успеха.
Психология ранее публиковала материалы по данной теме: